Главная                   Статьи                    Заметки                   Электро                  Ссылки
 


Что могут короли прошлых лет, если дать им разогнаться…(Radeon 9000pro)
 

Статья о том, что может человек сделать со своей видеокартой без помощи дорогого, дефицитного оборудования и материалов.

Давненько я задумывался над модификацией охлаждения видеокарты, купленной в 2003г. Но поскольку я в самые современные игры не играю (нет времени), то мои мысли так и оставались лишь в голове. Хотя возможность была абсолютно реальной. И тут, блуждая по своему любимому сайту оверклокинга, наткнулся на конкурс компании Sapphire – вот он толчок к созиданию.
Но обо всём по порядку:
Полное имя- SAPPHIRE RADEON 9000 ATLANTIS PRO
Штатные частоты- 275/250(500)
Объём памяти- 128 Мб

 


Вид с другой стороны



Штатный кулер - я маленький-потому что в детстве много болел:)
Вентилятор видеокарты
 

По началу я решил, как и все, облепить все греющиеся компоненты самодельными радиаторами с помощью теплопроводящего клея (Радиал).
Вот они (штырьковый пошёл на GPU)



Радиаторы

 

Для их обдува был сооружён воздуховод, внизу которого расположен вентилятор, прогоняющий воздух через радиатор. Через него проходит водопроводная вода.
Вот они <<красавцы>>
 



Охдаждающий радиатор



Воздуховод



Общий вид 2



Вид с боку
 

К моему разочарованию, хотя и небольшому, достаточной эффективности данная система не показала. Вентилятор очень хорошо дует (французский, 220V, 16W), да и радиатор неплохой (на фото может показаться, что вентилятор посажен вплотную на радиатор, но это не так, поскольку вентиль закреплён на картоне, который находится на 1-1,5 см. от радиатора, то есть работают все пластины радиатора). При данной компоновке радиатор GPU сильно грелся, да и память не на много отставала. Разгона, как такового не наблюдалось (увеличение частот на 5-7 МГц при существенном увеличении температуры я разгоном назвать не могу). Но уныние это учесть слабых.

Что бы такое придумать, вертелось у меня в голове… Ответ был очевиден – охлаждение водой!!! (нет, в тазик с водой я свою железяку опустить не решился, хотя… если завернуть в тонюсенькую плёнку, то теплопроводность пострадает совсем незначительно…)

Сказано сделано. Что потребуется: медная пластина 1-4 мм. толщиной (для GPU я взял 2,5 мм., а для памяти 1 мм.), медная трубка диаметром 6 мм., электрическая печка, паяльник, ну и так по мелочи. Из пластин вырезал кусочки чуть большего размера, чем чипы, положил на соответствующие места на карточке. Из куска трубки согнул по размерам сначала один контур, а затем и второй. Уточню: мне необходимо два независимых контура, поскольку по одному течёт водопроводная вода, а в случае её отключения по второму контуру начинает циркулировать антифриз самодельной СВО. После придания трубкам необходимой формы я облудил пластины и контактирующие места трубок и всё вместе спаял на печке.
Вот что получилось:



Охлаждение видеокарты 2



Охлаждение видеокарты

 

Осталось одно, как Вы уже догадались, закрепить эту конструкцию на карточке. Я сделал это с помощью пластикового столбика с резьбами в торцах и железной пластиной, а также канцелярского зажима. Зажим разрезал на три одинаковые части и две крайние использовал.
Полюбуйтесь:



Видеокарта с охлаждением



Вид в близи 2



Вид в близи



Общий вид

 

Вас, наверное, удивит место, где расположен компьютер. Он находится в чулане, а все провода выведены в смежную комнату.
Вот мы и подобрались к тому, ради чего и затевался весь этот <<сыр-бор>>. Когда я покупал карту, я почти ничего не знал о компьютерах. Поэтому мне и подсунули неизвестно что. Вас, наверное, удивили штатные частоты памяти, т.к. они не дотягивают до официально заявленных 275/275. А у просто Radeon 9000 – 250/200(400).
Ну что есть, то и будем разгонять (всё же, я склонен думать, что у меня урезанная версия Pro, т.к. у Radeon 9000 в БИОСе заблокирован разгон, а у меня нет). Для разгона я использовал программу RivaTuner, а для тестирования 3DMark2001 SE Pro – build 330, 3DMark2003 v.3.4.0., PCMark2004 (тестирование графики). Программа 3DMark2001SE показала при штатных частотах 7013 очков, а при разгоне моего PIV на 50% (18*150=2700) – 7658 очков. При разгоне кары, выяснилось, что максимальные частоты, при которых не наблюдалось артефактов, составляют 340/275(550), что соответствует 7618 очкам. Видно, что подводит разгонный потенциал памяти. Что достаточно удивительно, но поднятие напряжения с 1,6 до 1,8 В ничего не изменило. При разгоне процессора на 60% (18*160=2880) и разогнанной карточке – 8846 очков.
Аналогичное тестирование программой 3DMark2003 дало следующие результаты: 1235 - штатные частоты, 1288 - при разгоне проца на 60%, 1392 - при разгоне карты, 1443 - при разгоне проца на 60% и карты вместе.
При тестировании программой PCMark значение параметра для графики было 1411 и 1626 при штатных частотах и разгоне карты соответсвенно.



3DMark2001SE



3DMark2003

 

Проверка на стабильность после выяснения максимальных частот проходило при многократном прокручивании 3DMark, а также игр Unreal Турнир (самая первая версия) и Lock On - Modern Air Combat. А главное – приятная прохлада на всех компонентах (даже на чипах памяти, на которых охлаждение установлено не было).

P.S. Не судите строго, да не судимы будете (это моя первая статья, да и фотографирую впервые)


 

 
Hosted by uCoz